Екельчик Ю. Изобразительное мастерство в фотографии. М., Госкиноиздат, 1951.


Книгу написал главный оператор великого кинофильма "Свадьба" (по А. П. Чехову), Тбилисская киностудия, режиссёр Иннокентий Анненский, 1944 год (съёмки проходили летом 1943 года).

Уже обложка в великодержавном послевоенном стиле даёт понять, какие нас ждут фотографии. Тогда фотокоры летали на бывших фронтовых транспортниках над Памиром и Камчаткой, им позировали дальневосточные рыбаки и школьницы из женских школ (мальчики и девочки учились раздельно!).


Но и тогда на снимках проглядывала непостановочная непосредственность реальной жизни, а не её образа долженствования. Во времена Хрущёва отражение действительности станет доминировать, а сейчас (2005 г. ) уже никто никому не объясняет, как должно жить, в том числе посредством фотографий (потому что никто не знает - у нас имеет место быть то ли моральный плюрализм, то ли нравственное помешательство - смотри словарь Павленкова 1905 г. и статьи обозревателя "Московского комсомольца" Александра Минкина).


Сталин ввёл военную иерархию повсюду: школьники, прокуроры (и поныне), железнодорожные машинисты ходили в мундирах. Учёные в мундирах не ходили, но имели чины: кандидат, доктор, самый высший - академик. Академики - судостроитель А. Н. Крылов и физиолог Павлов на фотографиях изображались так, как при царях на гравюрах изображались представительные, не "завалященькие" генералы (смотри тот же фильм "Свадьба" с бессмертной репликой Фаины Раневской).


    Типичный недостаток русской фотокниги тех лет: иллюстрации разнесены с комментариями, приведены в конце книги. Объяснимо - Госкиноиздат есть не издательство Вильгельма Кнаппа в Галле/Заале, с мелованной бумагой для маленьких брошюрок серии "Фоторат" и "Фоторат ауф рейзен". Также не приведены экспозиционные сведения (объёктив, диафрагма, выдержка), что объясняется заимствованием фотографий у знаменитых репортёров, которым было недосуг записывать параметры съёмки. Зато была великая эпоха. Композиционные моменты на примерах хорошо разбираются.

Книга содержит 96 страниц, 71 черно-белых глубокой печати со средним растискиванием, картонный переплет на стальных скрепках, формат 60Х92-1/16, тираж 100000 шт., в 1951 году стоила 7 руб. 35 коп.

А. А. Горский