Курский Л. Д., Фельдман Я. Д. Иллюстрированное пособие по обучению фотосъемке. М., 1991.


Книга является переработанным вариантом ранней книги тех же авторов (только первым стоял Фельдман, а потом Курский) 1981 года "Техника и технология фотосъемки". Та книга была издана издательством "Легкая и пищевая промышленность", настоящее издание - "Высшей школой", что определило ощутимый уход от проблематики фотографов-бытовиков.

Оригинальность книги - она сборник очерков по главным разделам фотографического ремесла. Много конкретных советов, описаний практических приемов, мало общих слов, тем более со ссылкой на Маркса-Энгельса-Ленина, не как в выдержавшей три переиздания книге Волкова-Ланнита, хотя наиболее обширный раздел "Портрет" изложен в классической манере (съемка гипсовых бюстов во ВГИКе и т. п.).

В разделе про съемку гипса отрадно слышать мнение авторов про объективы Гелиос-40 и Юпитер-9 с углом зрения 29 градусов по диагонали. Авторы разделяют мнение старых фотографов, что при съемке бюстового портрета, в наибольшей степени дающего представление о человеческой личности, самую естественную перспективу дает объектив именно с таким углом зрения, не меньшим и не большим.


Однако авторами недостаточно четко отмечено, что указанные упражнения со светотенью уместно производить только при съемке на черно-белую пленку. На цветной глубокие тени превращаются в неприятные черные пятна на лице. Иллюстрации в книге по премуществу черно-белые , поэтому читатель без оговорки может сам об этой хитрости не догадаться. В разделе "Цветная фотография" предлагается подсвечивать тени каким-либо цветным источником света, чтобы они не были слишком черные. По сути это представляет отход от светотеневой к светотональной схеме, однако авторы не решаются сделать вывод о несовместимости цветной фотографии и светотени. Как средство борьбы с "грязным цветом" в тональных переходах предлагается использовать мягкорисующие объективы, что не применимо для съемки девушек с обложки для глянцевых журналов (стр. 148). Следует отметить, что современные высококачественные импортные объективы и пленки в значительной степени снимают проблему "грязного цвета", так что глаз режет только жесткость картинки. Недостатком книги следует признать отсутствие упоминания того факта, что в цветной фотографии неприятный вид приобретает любая зона нерезкости, особенно на переднем плане.

Таким образом, читатель может прочувствовать, что портретная фотосъемка в цвете несравнимо труднее черно-белой и является делом чести, доблести и геройства для того, кто её все-таки освоит.


Очерки построены как разбор фотографий, обсуждаются их плюсы и минусы. Фотографии аккуратно перенумерованы, критикуются последовательно, без скачков назад или вперед. Метод этот следует признать одним из самых действенных в процессе преподавания фотоискусства.

Помимо самого крупного раздела о портрете, имеются очерки о съемке натюрморта, интерьера, пейзажа, архитектуры, о съемке у памятных мест, жанровой, репортажной, съемке детей, свадебной, рекламной, технической, в цвете. Но самый масштабный (портрет) состоит по существу из трех разделов: фотосъемка гипсовых фигур, фотосъемка скульптуры, фотосъемка портрета (то есть наконец мучение живых моделей - такова ВГИКовская методика).

В конце книге приложены цветные фотографии, выполненные в характерном стиле 1982-1984 годов: довольно тоскливые взгляды на центр Москвы, русское село, портреты девушек у стены при естественном освещении с затененным лицом. В них чувствуется тревожное предчувствие грядущих катаклизмов.

Однако сердце всякого патриота фотографии должено согреть дважды повторенное на обложке и на титульном листе штриховое изображение фотоаппарата Linhof Master Technika 9x12-4x5 в полной комплектации. Данный фотоаппарат при советской власти являлся голубой недостижимой мечтой, а сейчас каждый желающий может приобрести как новяк за 5000 долларов, так и б/у за значительно меньшие деньги. Книга Курского и Фельдмана поможет не ударить лицом в грязь счастливому владельцу такого шедевра от фирмы Лингоф-Мюнхен.

Книга содержит 160 страниц, сотни цветных и черно-белых фотографий, офсетная бумага и печать, бумажный переплет на клею.

А. А. Горский