Луински Х., Магнус М. Портрет. Фотокнига. М., 1991.


Книга на 95 процентов проиллюстрирована авторами - супружеской парой фотографов из Великобритании. Поэтому представление о портретной фотографий, которое сформируется у читателя после изучения данного руководства, может оказаться довольно нестандартным в силу оригинальности приемов, предпочитаемых Левинским и Магнус.

Авторы ВООБЩЕ не используют узкоугольные (длиннофокусные), обычно называемые портретными, объективы! В разделе "Выбор объектива" сказано: "Долгое время портретисты пользовались только длиннофокусными объективами. Они передают черты лица в безупречно верной пропорции, без малейших искажений. .. Современный стиль портретной съемки рекомендует показывать модель в привычной для нее обстановке. Для этой цели лучше применять объективы со средним и коротким фокусным расстоянием. Многие фотожурналисты, работая даже в маленькой комнате, фотографируют широкоугольными объективами, чтобы включить в кадр не только модель, но и часть интерьера."

Книга переведена в 1991 году с английского издания 1982 года, так что слова "современный стиль" теперь можно понимать только в философско-ироническом смысле. Кроме того, основными объективами авторы выбрали 55, 75, 90 и 105-миллиметровики от среднеформатного Pentax 67, знаменитые своим жестким оптическим рисунком. В книге есть раздел "Мягкорисующая оптика", однако ясно, что мягкость изображения не привлекает авторов. Снимки, сделанные Пентаксом, буквально распадаются на множество подкартинок, которые тянет рассматривать отдельно.


Несколько кадров авторы сделали Хассельбладом 500С со штатным объективом "Карл Цейсс Планар" 80 мм и это уже похоже на то, что понимается под портретом большинством фотографов. Хотя 80 мм объектив на камере 6х6 см - слабый широкоугольник, Планар имеет пластичное, несколько плоское изображение, с меньшей детализацией, и все это позоляет воспринимать фотографию как одно целое, взгляд зрителя не блуждает по углам кадра, а сразу направляется на смысловой центр, боковым зрением захватывая обрамление главного объекта. Двухобъективный Мамияфлекс 6х6 имеет более жесткий объектив, но снимки им авторы сделали на чернобелой пленке с низкой разрешающей способностью и крупным зерном "Кодак Трай-Икс", что также уберегло кадры от излишней детализации.


Отрадно, что в книге есть раздел "Приемы профессионалов", где почти пародийно показаны приемы знаменитых портретных фотографов: авторы сняли в стиле Филипа Холсмена, Ричарда Аведона, Билла Брандта, Арнольда Ньюмена, Юсуфа Карша и Ирвинга Пенна. Читатель может ознакомится с великими портретистами хотя бы в кривом зеркале.

Стиль же самих Левински и Магнус характеризуется нераскрытием человеческого характера лиц, изображеннх на "портретах". В этом Левинский и Магнус близки к Екатерине Рождественской, фотографии которой печатаются в журнале "Караван Историй". Е. Рождественская одевает известных людей в старинные костюмы, взятые со старых картин, гримирует и делает снимок, повторяя композицию картины. Зритель хмыкает, видя эстрадную или политическую знаменитость в необычном костюме. "Модели" в меру своих артистических способностей пытаются позировать, играть соответствующий образ, но портретом их личности полученное изображение не является. Костюмы, окружающая обстановка отвлекают от личности, а не помогают раскрыть индивидуальность.

На портретах Луински и Магнус люди чаще всего смотрят в сторону от камеры, а когда смотрят в объектив, выражение глаз редко-редко отличается глубиной. Про знаменитого русского фотографа Наппельбаума говорили, что его успех определяется не только умением осветить модель одним источником света, не только умением расположить руки модели, не только недодержкой негатива при проявлении для смягчения контраста, не только ретушью мокрого негатива и прочими техническими приемами, включая съемку на формат 24х30 см, - но главным образом умением психологически работать с моделью. Наппельбаум знал, как заставить человека раскрыться, знал, как выявить и показать в человеке главные, характерные черты и не отвлечь внимание зрателя второстепенными.

Несмотря на данную выше разгромную характеристику, книга Луински и Магнус представляет собой обязательный для прочтения всеми, желающими стать мастерами портрета, труд, однако только вместе с воспоминаниями Наппельбаума, книгой "Портретная фотография" Франца Фидлера, и тем, что еще удастся достать по теме портрета. Портретист обязан мыслить самостоятельно, придумывать свое, овладев опытом предыдущих мастеров, отвергая одни приемы и решения и отстаивая другие. Чем более крайняя точка зрения высказана в книге, тем сильнее реакция отторжения или принятия, тем сильнее стимул для того, чтобы придумать и высказать свою точку зрения.

Книга содержит 168 страниц, сотни цветных и черно-белых фотографий, офсетная бумага и печать, картонный переплет на нитках.

А. А. Горский