Микулин В. Фотография в 25 уроках. Издание девятое. М., 1949.


Особенный интерес в данной книге представляет то, что это девятое издание. Книга Микулина выдержала около 20 переизданий, начиная с серии публикаций в журнале "Советское фото" в 1928 году вплоть до 1970-х годов. В 1928 году заведующий редакцией "Советского фото" В. Микулин перевел и напечатал в своем журнале брошюру немецких авторов A. Stueler и K. Wagner "Photographieren leicht gemacht" под заголовком "Шаг за шагом". В следующем году вышла отдельная брошюра под заголовком "Фотография в 8 уроках". В середине 1930-х годов число уроков возросло до 20, а после войны тонкая книжица превратилась в увесистый том с 25 уроками и скверными иллюстрациями на плохой бумаге. Именно такие экземпляры чаще всего и связываются в сознании любителей фотографии с названием: Микулин В., "25 уроков фотографии".

Между тем довоенные издания содержат интересные фотографии, создающие образ своей эпохи, а 9-е вообще стоит особняком. Девятое издание напечатано с матриц восьмого, первого послевоенного издания 1947 года и в первых заводах осталась незамеченная в 1947 году опечатка: в таблице выдержек Белосток упомянут как город СССР, в последних другим шрифтом набрано Брест. Восьмое издание печаталось в Москве, а девятое - в советской зоне оккупации Германии (ГДР еще не было) с роскошным по нашим меркам полиграфическим качеством иллюстраций.


В. Микулин: "Приводимые нами фотоиллюстрации - это в основном репортажные работы 43 советских фотомастеров... Подробный разбор снимков послужит вашему дальнейшему совершенствованию в фотографии." И правда - среди 78 фотографий есть на что посмотреть. По сути целый альбом создает картину жизни страны, гордой своей победой в Великой войне. И хотя по традиции сталинского времени люди на портретных фотографиях не показываются как индивидуальные личности, а только как члены коллектива или представители какой-либо профессиональной общности, в снимках нет ни капли от чувства неполноценности и чувства неправильности своего образа жизни, которые так мешают нам жить после распада СССР и, в частности, не дают нормально творить отечественны кинематографистам, да и фотографам тоже.


Фотография Н. Петрова "Ночь на берегу моря" исполнена в духе пикториализма. Н. Петров - знаменитый с дореволюционных времен фотограф стал тогда опять востребован наряду с русским патриотизмом и погонами офицеров. Фото А. Гаранина "Утро на Красной площади" поражает глубиной, объемностью, которую удалось передать на плоской не-стерео фотографии. Зритель своей кожей ощущает свежесть и прохладу раннего утра, день для него только начинается.

Несколько снимков посвящены съемке архитектуры стиля сталинский ампир и оригинальной ампирной. Ныне (2004 г.) в Москве и высотки строятся по сталинским лекалам, и фотографы нанимаются для рекламной их съемки со строгим требованием: чтоб вертикали не "падали".

На снимке Б. Игнатовича "Проезд Иваньковской плотины на канале им. Москвы" видна трофейная легковая машина на переднем плане (Сталин еще не отдал приказ их с глаз долой) - стаффаж, оживление неподвижного пейзажа каким-либо способным к передвижению предметом, а на заднем плане видна спина в шинели памятника Сталину. Ни одного заключенного-каналостроителя в кадры со строек коммунизма не попало.

Особую выразительность фотографиям И. Шагина "Облака", В. Микоши "Ранняя весна" придает сильно вытянутый по вертикали формат кадра. Как всегда, пользоваться столь сильным приёмом следут в меру, чтобы он не бросался в глаза и не создавал впечатление однообразности.

Портреты в книге, как отмечалось выше, не отличаются особыми достоинствами. Никакая теория-идеология не может служить оправданием нераскрытия в портрете человеческой индивидуальности. Исключением является лишь портрет Маяковского, выполненный Александром Родченко еще до полной победы сталинской идеологии.

Любителям снимков с автомобилями будут интересны фото И. Шагина "Москва. Улица Горького", где видно, как выглядела скульптура на доме Нирнзее, и "На футбол!". "Шестисотому" "Мерседесу" 40-х годов - громоздкому и величественному автомобилю ЗиС-110 посвящены два снимка.

Фотоэтюд Е. Тиханова "Едут, едут по Берлину наши казаки!" с изображением счастливой девушки - военной регулировщицы доказывает, что и в "нережимное время" (около полудня) можно сделать снимок, не котором будут не только неприятные глубокие тени.

"На закуску" помещен самый двусмысленный на настоящее время снимок: Д. Чернов "Над родной столицей". Над Москвой (на переднем плане ЦПКиО, Крымский мост, на заднем Кремль) летит пикирующий бомбардировщик Пе-2. Что он тут делает?

Книга содержит 439 страниц, 78 черно-белых фотографий, высокая печать, картонный переплет на нитках.

А. А. Горский