Лэнгфорд М. Фотография шаг за шагом. М., 1989.


Благодаря немалому объёму книги автор смог поместить полнейший курс фотографии с иллюстрациями, как это делалось ещё в 1900-х годах в книгах Фогеля и Давида: недодержка, передержка, нормальная выдержка; вялый, контрастный, нормальный негатив/позитив. Оно и понятно - русский перевод сделан с английского издания 1978 года, а англичане всегда отличались консерватизмом. Однако техническая база описана и по нынешнему новая, зато хорошо проработана тематика черно-белой фотографии (про цветную тоже есть). Приведены без стеснения шедевры знаменитых фотографов, причём полиграфия не подкачала.

Перед взглядом любителя фотографии обязательно должен проходить калейдоскоп точно снятых удачных кадров, чтобы их пример вдохновлял снимать крышку с объектива и служил образцом. Фотографический фургон Роджера Фентона в 1855 году под Севастополем, фотографии Юсуфа Карша 1940-х годов, сделанные на крупноформатную камеру:


Финский композитор Ян Сибелиус закрыл глаза на своём портрете, однако его личность выявляется глубже, чем на бесчисленном море фотографий с выпученными глазами и оскаленными со словом "Сыр" ртами. В раскрытие личности вносят свой вклад руки, причём Юсуф Карш освещает их гораздо скупее, чем Моисей Соломонович Наппельбаум, и всё фотографии в целом менее контрастны, чем у Наппельбаума.


Серьёзность книги подчёркивается тем, что в ней единственной изо всех издававшихся в СССР, описано, как заряжать листовую фотоплёнку крупного формата в кассеты стандарта "Графлок" (международный, американского происхождения), а также, как её обрабатывать в бачках с вертикальным проявлением.

Цифровая фотография при всех её успехах на данный момент (2005 г.) превзошла лишь малоформатную плёночную и на равных конкурирует с 6на6 (при цене фотоприставки в 20000 долл США). Крупноформатная плёночная ещё долго не будет превзойдена, а то и вообще крупноформатная плёночная останется единственной помимо и наравне с цифровой для тех применений, где громоздкость техники одинакова и свойственная цифровой оперативность не может служить преимуществом (ландшафтная, художественный портрет - см. фотографии Юсуфа Карша).


Книга содержит 224 страниц, неподсчитанное количество черно-белых и цветных фотографий офсетной печати с мелким растром на матовой бумаге, картонный переплет на нитках, суперобложка, увеличенный формат, тираж 20000 шт., в 1989 году стоила 6 руб. 60 коп.

А. А. Горский