Морозов С. А. Советская художественная фотография. М., "Искусство", 1958.


Составитель книги-обзора лучших фотографий фотографов СССР за 40 лет (1917-1957 гг.) известен своей плохо скрытой симпатией к русской пикториальной фотографии, которую он для маскировки поругивает за пристрастие к художественной размытости, покрытию любого изображения своеобразной дымкой, но при этом обильно помещает в свою книгу - что это, как не свидетельство глубокой приязни.


Зато фотографии Родченко и фотографов его школы (на самом деле первыми в сильном ракурсе стали снимать немецкие фотографы Ласло Мохоли-Надь, Ренгер-Петч и другие) большой симпатией С. Морозова не пользуются, приведены скупо.

Вторым излюбленным стилем С. Морозова является сталинский ампир. Чёткие, резкие, величественные портреты и пейзажи - великая русская природа и великие люди-её преобразователи.


Помещённые в книге фотографии 1920-1945 годов выгодно отличаются от "свежих" кадров - логично, большое видится на расстоянии. Если фотография не забылась за несколько десятков лет - скорее всего она достаточно талантлива. С. Морозов выссказывает достаточно скептичное отношение к цветной фотографии, откровенно считает, что пейзажи проигрывают в цвете. Отчасти это можно списать на низкое качество цветной плёнки производства СССР и не очень высокое у плёнки ГДР, но в значительной мере эти замечания сохраняют актуальность и сейчас, когда неидеальной передачей цвета старадают многие дешёвые цифровые фотокамеры.


    Фотография Л. Зиверта "Невский проспект вечером после дождя" (1951) попала в книгу непонятно почему - ещё в 1938 году тот же С. Морозов в книге "Фотоиллюстрация в газете" ругал подобные снимки без единого смыслового центра, страдающие пестротой, распадающиеся на мелкие сценки.

    Снимок "Маёвка" Г. Зельмы не отличается высоким техническим качеством, однако хорошо передаёт обстановку весеннего праздника. Особенно сильно сжимется сердце, когда видишь дату снимка - 1940 год. Чуть больше года мирной жизни осталось этим беззаботно веселящимся людям.

    Фотография Н. Козловского "Деда, ты неправильно поёшь!" (1954) примечательна фактурной фигурой деда в вышитой украинской рубахе, цветная плёнка помогла передать вышитые узоры, однако все цветные фотографии в книге С. Морозов как будто специально подобрал так, чтобы доказать преимущества чёрно-белой фотографии. Объяснимо - молодость С. Морозова пришлась на конец 1920-х - 1930-е годы, а люди обычно считают лучшим то, с чем они сталкивались в молодые годы.


Книга содержит 296 страниц, около сотни черно-белых и двадцати цветных фотографий, высокая печать, тонкая мелованная бумага, картонный переплет на трёх стальных скрепках на тетрадь, формат 84Х108-1/16, тираж 17200 шт., в 1958 году стоила 34 руб. 85 коп.

А. А. Горский