Смородин В. А. Фотографирование природы. М., 1957.


Книга интересна приведенными во вклейке пейзажными фотографиями В. С. Молчанова и приведенными в тексте условиями их съемки. Молчанов снимал фотоаппаратом "Москва-2" на формат 6 на 9 см, поэтому пейзажи выглядят жизненно, богато деталированными, с прекрасно переданной перспективой. И сейчас серьезные пейзажные фотографы выходят в поле с фотоапаратом не меньше, чем 6х6 или 6х7, а если есть возможности, то и 4х5 дюймов, 13х18 см и более.


Вопросы съемки животных телеобъективами и макрообъективами, съемки Луны, Солнца, через бинокли, телескопы и микроскопы также излагаются, однако не составляют сильнейшую часть книги.


Фотография куста сирени сделана тем же фотоаппаратом "Москва-2", слабоширокоугольный объектив которого столь хорошо проявляет себя при съемке весенних пейзажей, однако для съемки одинокого куста он не очень подходит. "Портрет" куста надо делать более узкоугольным объективом с большего расстояния, чтобы не возникало перспективных искажений, как на приведенном снимке.

Группа лошадей на поле - подходящий объект для объектива Индустар-23 (по типу Карл Цейсс Тессар) аппарата "Москва-2", и снимок производит лучшее впечатление, чем снимки отдельных мелких животных, выполненные длиннофокусным объективом. Большинство фотографов-натуралистов, снимающие дикую природу, страдают от того же, что и спортивные фотографы: невозможность подойти близко к объекту съемки, необходимость применения телеобъектива, а оттого сплюснутая перспектива и неприятная пестрота нерезкого заднего плана. Редкость запечатленного на снимке животного не всегда пересиливает эти недостатки. Поэтому имеет смысл снимать природу так, как на приведенных здесь образцах фотографий. По крайней мере для изготовления плакатов (постеров) и настенных календарей красивые пейзажи являются одним из наиболее подходящих сюжетов. А фигурки животных в мелком масштабе могут на пейзажах использоваться в качестве стаффажа (оживления картины и привнесения ощущения масштаба изображения).

Книга содержит 120 страниц, 26 черно-белых фотографий на мелованной бумаге, картонный переплет на нитках.

А. А. Горский