Артюшин Л. Ф. и др. Цветная фотография. М., 1958.


Книга состоит из нескольких разделов: 1)Цвет в фотографии (включая материал о компенсационных и коррекционных светофильтрах), 2) Лабораторная обработка цветных фотоматериалов (частично устаревший к настоящему времени, однако сведения о цветокоррекции при печати будут полезны тем, кто хочет понять, что делается с его пленками в минифотолаборатории), 3) Ускоренные процессы для обработки цветных материалов (устарел, однако любопытен как история борьбы за уменьшение времени обработки цветной фотопленки, приведшей в 1978-1979 гг. к всеобщей победе процессов С-41 и Е-6 от фирмы Кодак), 4) самое интересное в книге: Методы освещения для выявления светом цвета, объема, формы и фактуры предметов.

Описано: Свет и цвет в работе фотографа, элементы изобразительного решения снимка, цветное освещение и рефлексы. Элементы композиции и изображение пространства. Выбор оптики. Определение правильной экспозиции при цветной съемке (обосновывается предпочтительность замеров освещенности перед измерением яркости).

Цветная съемка в помещении. Съемка при лампах накаливания, при искусственном свете, близком к дневному, при смешанном освещении. Освещение портретов и групп - особенности при съемке в цвете.

Авторам удается гораздо короче и понятнее объяснить принципы выбора экспозиции, чем в пространной книге Гонта, а также понятия светотонального и светотеневого освещения, чем в книгах Дыко-Головни и Хеджкоу вместе взятых. Становится понятно, почему многие портреты проигрывают в цвете перед монохромными вариантами, и почему фотографы упрямо цепляются за черно-белую пленку, несмотря на популярность цветных снимков среди публики. Если в черно-белом портрете можно использовать и светотональное, и светотеневое освещение, то в цветном уместно лишь светотональное, что резко уменьшает диапазон творческих возможностей фотографа. Глубокие тени на цветном снимке теряют цвет и выглядят как темные пятна на лице, что выглядит очень неприглядно: "Недостаточно экспонированные тени будут иметь по большей части неприятный, грязно-фиолетовый тон". Черные же тени на черно-белом снимке смотрятся естественно, а какими-же еще им быть?

Один из авторов книги указывает: "В черно-белой фотографии весьма широко используется нерезкий фон для привлечения внимания к переднему плану, например в портретных съемках. В цветной же фотографии этим средством следует пользоваться с большой осторожностью. Нельзя допускать, чтобы ярко освещенные, насыщенные по цвету предметы и детали фотографируемого объекта получались на изображении нерезкими. Нерезкий фон в цветной фотографии допустим лишь в том случае, если на нем не имеется ярких и насыщенных цветных участков".


В книге кратко и ясно определены понятия видов источников света, сформировавшиеся в нашем кинематографе как раз в начале 1950-х гг.: рисующий, заполняющий, контурный, фоновой и моделирующий. Последующие писатели руководств по фотографии вынуждены были уходить от обвинений в плагиате, пересказывая старые определения "своими словами", и очень часто это увеличивало невнятность изложения. Поэтому имеет смысл читать первые руководства, современные не нам, а времени введения соответствующих понятий.

Книга содержит 208 страниц, 46 цветных иллюстраций, мягкая обложка, переплет на нитках.

А. А. Горский